Эффективность Public Relations: Пэрис Хилтон — богиня пиара
Пэрис Хилтон - уникальная девушка. Прежде чем рассказать, чем же так замечательна эта американская светская львица, вкратце расскажу о ее предшественниках. Без этого будет непонятно, чем Пэрис поразила весь мир и как достигла таких высот.
20 век — это время пиар-"богов" и "богинь". При этом, большая часть этих небожителей была из таких областей человеческой деятельности как кино и музыка: Мэрилин Монро и Брижит Бардо, Джеймс Дин и Марлон Брандо, Элвис Пресли и "Битлз", Майкл Джексон и Мадонна, Сильвестр и Арнольд...
Их статус суперзвезд вполне объясним — успех в кинематографе или поп-музыке неизбежно делает человека известным.
Их раскрутка до суперзвездного статуса происходила естественно — профессиональные успехи харизматичных людей привлекали внимание публики и прессы, это способствовало новому витку кино- или музыкальной карьеры, что еще больше привлекало внимание к ним. Пиар-составляющая в их успехах была различной, но в любом случае она опиралась на удачную карьеру в профессии. Джеймс Дин — отличный актер, но он очень удачно умер, что превратило его в легенду. Та же история с Мэрилин Монро. В случае с "Битлз" истерия по их поводу не обошлась без пиара, но их музыкальные достижения настолько велики, что про их удачную раскрутку как-то забывают.
И действительно — в их случае пиар играл не столь заметную роль, как у Дина или позже у Джексона и Мадонны. Удачная карьера в кино или музыке позволила превратить ряд имен в мировые бренды, не менее известные чем "Кока-кола". О некоторых актерах или музыкантах середины 20 века мы помним до сих пор, хотя постоянно появляются и новые небожители (Леонардо Ди Каприо, Анджелина Джоли, Джонни Депп и др.). В этих сферах они будут появляться всегда. Та же ситуация со спортсменами. Некоторые виды спорта приковывают к себе внимание сотен миллионов людей — также как кино и музыка, поэтому дикая популярность выдающихся футболистов Пеле или Диего Марадоны удивления не вызывает. Они реально одни из лучших в истории и их выдающаяся карьера в футболе — главная составляющая превращения их в кумиров сотен миллионов. Благодаря развитию спортивного телевидения и грамотному пиару стали появляться "боги" и в тех видах спорта, которые не могут похвастаться таким же вниманием публики как футбол: Мохаммед Али стал "величайшим" в боксе, Майкл Джордан в баскетболе, а Тайгер Вудс в элитарном гольфе.
Часть "богов" 20 века были из других сфер искусства, чем кино или музыка. Живопись никогда не была столь же популярной, как массовые виды искусства, но грамотный пиар вознес на один уровень с "кино-богами" таких художников как Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Аудитория живописцев намного меньше, чем у певцов или актеров, но это компенсируется тем, что картины некоторых художников являются чрезвычайно ликвидным товаром: мода на какого-либо живописца взвинчивает цены на его картины до десятков и даже сотен миллионов долларов, что само по себе вызывает нешуточный интерес к определенному "производителю картин" со стороны широкой публики, которая живописью совершенно не интересуется. Так получилось, что в 20 веке для возникновения моды на определенного художника нужен был только пиар, а умения рисовать уже не требовалось. Пикассо стал величайшим художником, который был поставлен на один уровень с Рафаэлем и Микеланджело, хотя при этом не нарисовал ни одной картины, которую можно было назвать художественным произведением. Всю свою долгую жизнь он производил мазню.
К концу 20 века основным механизмом создания суперзвезд стало телевидение. Телевидение так прочно вошло в нашу жизнь, что люди регулярно появляющиеся на экранах сами становились суперзвездами. Нам ли не знать силу телевидения! Помните как мужик всего лишь снявшийся в нескольких роликах "пирамиды" МММ превратился во всероссийскую звезду? Правда, знали его не под своим именем, а как Леню Голубкова, но знали абсолютно все, у кого был телевизор. А все потому, что он не сходил с экранов! Телевидение позволяет сделать суперзвезд из тех, кто часто приходит в дом телезрителей, и совершенно неважно, что этот человек делает в телевизоре. Вполне естественно, что появились "ТиВи-боги" среди телеведущих (к примеру, такой стала ведущая Опра Уинфри, которая стала хорошо известна даже телезрителям неанглоязычных стран), а также стали суперзвездами те, кто просто регулярно стал появляться на "голубых" экранах.
Без телевидения был бы просто невозможен феномен "топ-моделей".
"Богини подиума" ворвались в нашу жизнь в начале 90-х: имена Наоми Кэмпбелл, Линды Евангелисты, Кристи Тарлингтон и Клаудии (Клавы) Шиффер прогремели на весь мир. Эти девчонки стали примером того, что в современном обществе не обязательно вообще работать (т.е. заниматься какой-либо общественно-полезной деятельностью), чтобы стать знаменитой на весь мир. Модели - это просто красивые девушки, которые позируют в одежде или почти без нее. В мире таких миллионы. И названные мной персонажи ничем особенным от других моделей не отличаются, что бы они о себе не думали. Единственное их отличие от тысяч других моделей — их известность! Развитие средств массовой информации привело к тому, что известным на весь мир можно стать, просто попав в обойму лиц, которыми интересуется телевидение и пресса. СМИ нужны "герои", чью жизнь они могут освещать изо дня в день. Газеты выходят ежедневно, телепрограммы круглосуточно — им нужно о чем-то писать и кого-то показывать. Кинозвезды, спортсмены, певцы и прочие известные личности нечасто дают ежедневные поводы для рассказа о них. Одной политикой и экономикой публика питаться не будет — ей нужны скандалы, секс и жизненные трагедии. А кто-то готов все это поставлять практически в ежедневном режиме. Когда пресса и телевидение выявляет этого желающего стать знаменитым, вот тогда мы и узнаем про новую "суперзвезду".
Мир моды долгое время был миром кутюрье — людей, которые создавали одежду и что самое важно — моду. И это логично — именно кутюрье были путеводными звездами для миллионов женщин по всему миру. Модельеры решали, что женщины должны носить, что надевать на голову, на каком каблуке ходить и какие сумочки таскать. Коко Шанель, Ив Сен Лоран, Пьер Карден, Джанни Версаче — эти имена и торговые марки известны всем. Индустрия моды всегда была связана с пиаром, но была завязана именно на производителях одежды, определяющих, что будет модно, а что нет. В 90-е годы телевидение перевернуло этот мир с ног на голову. Не без помощи прессы, но роль телевидения в этом кульбите в любом случае ведущая. Модельеры не могут давать информационные поводы постоянно — они все-таки вынуждены работать. А вот модели могут! Их образ жизни связан с публичностью - их образы и они сами постоянно на виду. Главное, чтобы у них в начале карьеры был спонсор, который бы их раскрутил до стадии определенной известности в мире моды. Всемирная известность современными средствами массовой информации будет создана бесплатно — если начинающая суперзвезда будет вести себя правильно: менять любовников почаще, устраивать скандальчики и суперскандалы, иногда напиваться, нюхать чего-нибудь, ходить на дискотеки не совсем одетой, тусоваться со знаменитостями и т.п.
Девчонки, которые по своим функциональным обязанностям в этой индустрии работали простыми вешалками, благодаря своей всемирной раскрутке вышли на первый план в модельном бизнесе! Топ-модели получили возможность получать десятки миллионов долларов в год, просто торгуя своей известностью. Средства массовой информации сделали из их имен бренды, и сами модельеры были вынуждены платить за эти "куски мяса" по цене бриллиантов того же веса! Дефиле стали интересны не по той одежде, которую там показывали, а по тем моделям, которые ее демонстрировали! Вешалки затмили своих хозяев!
Главным разогревателем новых "звезд" стала желтая пресса — я имею в виду не только собственно печатные издания, специализирующиеся на частной жизни знаменитостей и скандалах, но и соответствующие телепрограммы. Если девулька попадала на прицел желтой прессы и вела себя соответственно ожиданиям папарацци, то ее карьера стремительно взлетала вверх. СМИ подогревали к ней интерес, она попадала на обложки модных журналов, заключала выгодные рекламные контракты, что еще больше привлекало к ней интерес публики и прессы. В 90-е годы и в начале 21 века одна за другой с помощью телевидения и прессы вспыхивали все новые "звезды "на подиуме: помимо уже упомянутых мною моделей такими были Кейт Мосс, Хайди Клум и несколько других, включая единственную топ-модель из России Наталью Водянову. Процесс был отлажен и недостатка в новых "богинях подиума" не наблюдалось.
Примерно по тому же сценарию загорелась "сверхновая" Памелы Андерсон, которая много-много лет считалась чуть ли не самой сексуальной женщиной в мире. Формально она снималась в популярном телесериале "Спасатели" и была актрисой, но, в сущности, ее раскрутка ничем не отличалась от раскрутки топ-моделей. Появилась в "Плейбое", стала бегать по пляжу в купальнике — ее заметили, а дальше все было делом пиар-техники: она умела поддерживать интерес к своей персоне, а папарацци кружили роем рядом с ней. Навозная куча и мухи не могут не встретиться — так и "звезды" нового типа связаны общими интересами с тысячами папарацци, которые живут за их счет.
Конец 20-го и начало 21-го века — время, когда к пиар-возможностям телевидения добавился Интернет. Это стало новым способом раскрутки — и очень действенным! Развитие сети укрепило "звездный" статус Памелы Андерсон и позволило стать "богиней Интернета" нашей Анне Курниковой.
Первоначально она заявила о себе на корте, но ее спортивные успехи совершенно не давали повода для ее всемирной славы. Она ведь не выиграла ни одного крупного турнира за свою карьеру! Но зачем выигрывать турниры, если твоя попка привлекла внимание миллионов!? Особенности теннисной стойки и природные формы Анны стали самыми действенными инструментами раскрутки ее персоны. Помочь поклонникам Анны увидеть ее с нужного ракурса смогла всемирная сеть. Фотки Курниковой буквально наводнили Интернет. Затем ее заметили журналы для мужчин, для желтой прессы она постоянно подбрасывала вкуснейшие кости в виде романов с известными российскими хоккеистами, а потом и с Энрике Иглесиасом. Она заключила выгодные рекламные контракты и ушла из тенниса. Ее карьера теннисистки не удалась, но зато удалась ее пиар-карьера — одна из самых выдающихся карьер в конце 20-го - начале 21-го века. В общем-то, Курникова стала таким молодежным и более приличным вариантом чрезмерно похотливой Андерсон. Та поставила на свою грудь, сделав операцию, постоянно позировала обнаженной, организовала утечку своих сексуальных утех в сеть - и не прогадала. Памела стала просто ассоциироваться с сексом. В случае с Курниковой хватило крепких спортивных ягодиц — ассоциации возникали те же самые.
Примерно в то де время, когда происходил взлет Курниковой, на Британских островах объявился мужской "бог" — Дэвид Бэкхем. В 1997 году погибла принцесса Диана — вся желтая пресса Британии была в жутком трауре по этому поводу, но быстро нашла ей замену в лице смазливого футболиста "Манчестер Юнайтед". Бэкхем так и не достиг уровня Зидана, Роналдо или Рональдиньо как футболист, но со своей всемирной славой секс-символа он оставил далеко позади каждого из этой великолепной троицы.
Бэкхем заключил союз с дьяволом, руководящим желтой прессой и новости из его жизни стали интересны даже китайцам, которые футболом практически не интересуются. Мадридский "Реал" в 2003 году, купив Бэкхема, совершил свой азиатский вояж именно для того, чтобы через Бэкхема, который популярен в Азии, привлечь внимание к клубу "Реал"! То есть в Азии многие совершенно не интересовались легендарным футбольным клубом с его сверхзвездным составом, но ради Бэкхема они проявили интерес и к клубу!
Подводя итог, скажу, что все было готово к приходу Ее. Почва была унавожена, люди предупреждены. Пресса, телевидение и Интернет отточили технологии создания суперзвезд практически из ничего, потенциальные "звезды" понимали что от них ждут. Требовалось лишь идеальное попадание в цель. И вот появилась Она! Пэрис!
Симпатичная мордашка, неплохая фигурка — нет никаких особых достоинств, но и недостатков не найдешь. Фотогенична. И самое главное — ее фамилия не псевдоним, а свидетельство реальной принадлежности к известнейшей фамилии-бренду (Hilton - всемирно известная сеть отелей, основателем которой был прадед Пэрис). Да и имя что надо. Самого по себе этого недостаточно, чтобы стать самой известной женщиной нашего времени, но при грамотном пиаре фундамент для карьеры "суперзвезды" вполне подходящий.
Повторю еще раз — сегодня, чтобы стать знаменитой, не нужно выделяться чем-то на фоне миллионов таких же девушек, просто необходимо играть по правилам пиар-индустрии. Именно этим и занималась Пэрис Хилтон — с 2000 года она была постоянно на виду и делала это лучше всех. Кем она только не была и чего только не делала! Была моделью, актрисой в кино, работала на телевидении, сняла домашнюю порнушку и разместила в сети, записала диск, разрабатывала дизайн одежды и, конечно же, посетила тысячи публичных мероприятий, которые нужно было посетить, чтобы постоянно попадать в светскую хронику на ТВ и в прессе.
При этом она не топ-модель, да более того — почти никто и не знает, что она была когда-то профессиональной моделью. Ее фотки в сети — это ее демонстрация себя любимой, но не моделей одежды. Как актриса она просто бездарна — кто помнит, в каких фильмах она вообще сыграла? Даже в своем знаменитом порноролике она выглядела как неумеха — она явно не секс-бомба, хотя постоянно привлекает к себе внимание мужиков, снимаясь полуобнаженной. По американскому телевидению идут какие-то шоу с ее участием (было шоу из жизни городских бездельниц в американском колхозе "Простая жизнь", потом она "искала" какую-то подружку), но она выглядит в них просто нелепо — как глупая блондинка, мягко выражаясь.
Она записала более-менее успешный альбом, но она не певица, потому что не умеет петь.
К своим 30 годам она не достигла успехов ни в какой профессии, но страниц с Пэрис Хилтон в мировой сети — более тридцати миллионов! Больше только у Бритни Спирс. Любой чих Пэрис освещается по телевидению и на тысячах новостных сайтов в Интернете на десятках языков мира. Она выпустила автобиографию — в 23 года! Посещение Пэрис какой-либо вечеринки с мопсом — событие дня. Задержание ее за управление автомобилем в нетрезвом виде — событие месяца! Появление порноролика с ее участием в сети — событие года! Смена ею любовников — как смена времен года. Она все время что-то делает и мы все в курсе ее дел. Нельзя жить в современном информационном обществе и ничего не знать о жизни Пэрис Хилтон. Термин "светская львица" в случае с Пэрис получил новую жизнь — ведь самую известную женщину в мире нужно как-то назвать, чтобы охарактеризовать род ее занятий. А именно пребывание "в свете", на виду у всего мира и является ее главным занятием. И она лучше кого бы то ни было готова к нему — она идеальная светская львица! Папарацци всегда получат от нее то, что им нужно. Если она отдыхает на яхте, то охота на нее всегда даст результат: Пэрис обязательно снимет бюстгалтер — и работающим на нее папарацци хорошо, и фанаты довольны, и самой Пэрис неплохо. Всего-то сняла лифчик на отдыхе, а весь мир в курсе. Как мало талантливым людям нужно, чтобы твое имя опять вспомнили по всему миру! Ничто она не делает так хорошо, как ведет публичную жизнь. И ей безумно нравится быть на виду, да и такая жизнь приносит неплохой доход. Самая известная женщина в мире — это бренд, который всегда можно продать. Теперь слово "Хилтон" в первую очередь ассоциируется с Пэрис, а уж во вторую на ум приходит одноименная сеть гостиниц.
У Пэрис есть формальные конкурентки в лице Бритни Спирс и Линдси Лохан, но по сути они "из другой оперы". Бритни Спирс приковывает такое же внимание, как и Хилтон, но ведь Бритни — успешная певица. Ее раскручивали как новую "поп-богиню", наследницу Мадонны. Лохан с раннего детства снималась в кино и считалась восходящей звездой, да еще и неплохо пела, выпустив миллионными тиражами два альбома. Две талантливые девчушки — Спирс и Лохан — стали героинями желтой прессы благодаря своим скандалам и разгульной жизни. Спирс практически сошла с ума, Лохан стала алкоголичкой. Все трое одно время тусовались вместе по ночным клубам на радость желтой прессы всего мира, Пэрис и Бритни выходили в свет и на пару — тоже подарок для "шакалов".
И кто получил дивиденды от этих встреч? - Конечно же, Пэрис! Для Бритни и Линдси совместные попойки с Пэрис — удар по остаткам репутации, для Пэрис — это нормальная пиар-акция. Ничем не хуже других.
Эпопея с отсидкой срока в тюрьме за вождение в нетрезвом виде (всего она отсидела в камере 23 дня) — еще одна удачная незапланированная пиар-акция: сначала ее судили, потом она села, из тюрьмы жаловалась на жизнь, ее выпустили, затем снова вернули в тюрьму, и опять выпустили раньше срока — сколько драматических событий из-за того, что села за руль, выпив бокал вина! Любые события в ее жизни идут в дело и работают на ее имя. Кокаин нюхала? Нормально для звезды. И даже закономерно. Это означает, что скоро нас ждет эпопея с лечением от наркозависимости — в любом сериале должны быть драматические повороты, а то публика заскучает. Вот сразу же после скандала с кокаином ее не пустили в Японию — замечательно! Об этом узнал весь мир и поразился жестокости японских пограничников. Такую девушку и не пустить! - Твари узкоглазые!
Пэрис Хилтон — самая знаменитая женщина нашего времени, которая взлетела на вершину только благодаря пиару. Ее карьера - это абсолютный и непревзойденный образец использования особенностей работы современных СМИ. И пребывание Пэрис на вершине — не такое уж и плохое дело. Да, она не самый достойный человек для того, чтобы быть "богиней", но ведь все в этом мире относительно. Пэрис — милая и безобидная. И этого вполне достаточно.
Юрий Язовских
2010