Рим и Неаполь
Рим — "вечный город" за 3 дня.
Рим — очень большой город, что отнюдь не означает, что нужно много времени на осмотр его основных достопримечательностей. На своем опыте могу сказать, что 3-х дней на это хватит. Дело в том, что Рим не Прага — это не город для неспешных прогулок. Это место, куда едут смотреть конкретные памятники архитектуры, шедевры скульптуры и живописи. Дошел или доехал до пункта назначения, посмотрел (сфотографировал) - можно идти к следующему объекту. Гулять по центру Рима некомфортно — там или большие улицы с толпами туристов или маленькие улочки, которые вроде идеально подходят для прогулок, если бы там были тротуары! Но их нет, а машин очень много — гуляющий вынужден постоянно пропускать проезжающие автомобили.
Метро пользоваться удобнее, чем, к примеру, в Мадриде, но с пражским метро сравнение будет не в пользу Рима. В римском метро станций не объявляют (и не пишут их внутри вагонов на табло), в автобусах та же ситуация (опять же тут наблюдается резкий контраст по сравнению с гостеприимной Прагой). Куда едем, сколько еще осталось — бог его разберет. В метро можно ориентироваться только по названиям станций, которые написаны на стенах станций крупными буквами, в автобусе вообще никак не сориентируешься.
Очень напрягает нелюбовь итальянцев к супермаркетам и продуктовым магазинам — найти их в городе непросто (в этом плане Рим напоминает Лиссабон). Во второй поездке мне еще очень повезло, что наш отель на окраине города оказался недалеко от крупного супермаркета. В центре Рима ситуация с продуктовыми вообще крайне печальная.
Что можно успеть сделать в Риме за 3 дня ?
Первый день: осмотр музеев Ватикана и собора Святого Петра (3-4 часа). В Ватикан нужно идти с группой, чтобы не стоять в гигантской очереди, а потом бросить группу и идти спокойно смотреть на шедевры, которых там собрано на несколько десятков миллиардов долларов. Главное в самих музеях - раньше времени не зайти в Сикстинскую капеллу. После нее в музеи уже не вернуться, и придется идти в собор или на выход из Ватикана. В соборе Святого Петра после посещения музеев можно подняться на купол и посмотреть на Рим сверху — стоит это удовольствие всего 5 евро. На площади перед собором обратите внимание на египетский обелиск, привезенный в Рим почти 2 тысячи лет тому назад при императоре Гае Калигуле. Это самый загадочный обелиск из тех, что были привезены римлянами из Египта. На нем нет никаких надписей, и откуда именно его взяли римляне - совершенно непонятно.
Музеи Ватикана и Собор Святого Петра демонстрируют нам, какими могли бы быть музеи в гитлеровской Германии, если бы нацисты победили. Но нацистам не удалось повторить успех Святого престола, который, пользуясь своей властью, собрал у себя несметное количество культурных ценностей.
Вот характерный пример - Галерея географических карт в Ватиканских музеях. Весь потолок немаленького коридора оформлен фресками и барельефами. С деньгами у Римской курии проблем явно не было.
Собор Святого Петра в Ватикане — архитектурный шедевр и самый главный символ власти и богатства католической церкви.
Это сооружение олицетворяет не веру в Христа, а власть в чистом виде. Если бы реальный Иисус увидел здание, построенное как бы в его честь, он бы отравил своих апостолов на последней вечере и покончил жизнь самоубийством.
После обеда можно прогуляться по центру Рима — для этого нужно иметь при себе карту города, на которой обычно нанесены все главные достопримечательности (Пантеон, фонтан Треви, Испанская лестница, разного рода исторические площади с фонтанами и обелисками, древнеримские колонны — Траяна и Марка Аврелия).
Честно говоря, мне не совсем понятен интерес туристов к некоторым местам Рима. Вот, к примеру, Испанская лестница. Лестница как лестница - так нет же, ну прямо каждому тут надо присесть и посидеть, всматриваясь куда-то.
То же самое с фонтаном Треви. Там собираются настоящие толпы и пялятся в воду...
Есть еще поверие, что в этот фонтан надо обязательно кинуть какую-нибудь монетку - тогда якобы обязательно вернешься в Рим. Говорю совершенно официально: примета не работает! Я два года назад там был, деньги не кидал и вернулся, а моя подружка завалила полфонтана монетами и с тех пор ближе, чем на тысячу километров к Риму не подбиралась.
Мне больше в Риме нравятся монументальные сооружения. Именно они дают адекватное представление об этом имперском городе возрастом более 2,5 тысяч лет.
Знаменитый Пантеон - римский храм, построенный во 2 веке. Позднее был превращен в христианскую церковь, поэтому и сохранился до наших дней.
Второй день: начать можно с Колизея и развалин римского Форума рядом с Колизеем.
Оттуда удобно снова прогуляться по центру города — после первого дня явно не все достопримечательности будут осмотрены и сфотографированы.
В третий день я бы посоветовал ознакомиться с некоторыми базиликами Рима.
Явно не помешает увидеть "мать всех церквей в мире" (именно так католики вполне официально называют эту церковь) — собор Сан Джованни ин Латерано (недалеко от Колизея). Эта базилика была главной папской церковью до постройки собора Святого Петра в 16 веке.
Сооружение весьма внушительное, которому уже более тысячи лет, хотя свой современный облик ей придали реконструкции 15-19 веков.
Не так далеко от этой церкви находится еще более старая базилика Санта Мария Маджоре — тоже достаточно большое сооружение.
Сегодняшний вид она приняла после многочисленных перестроек в 12-17 веках. Вообще, если вы любите посещать церкви, то в Риме для вас настоящее раздолье в этом отношении — в городе их около 150.
Любителям живописи помимо Ватиканских музеев следует обязательно посетить галерею Боргезе (картины Рафаэля, Караваджо и многих других великих живописцев), но проблема с этим музеем в том, что туда надо записываться заранее, минимум за 2 недели !
Гуляя по Риму, следует помнить одно обстоятельство: Рим — это не средневековый город. В нем есть сооружения (а еще больше развалин) римской эпохи, несколько средневековых церквей, которые были перестроены в эпоху Ренессанса и позднее, но зданий характерных именно для средних веков там не найти. В архитектуре Рима наблюдается временной провал более чем в тысячу лет. Чтобы погрузиться в средневековье надо двигаться на север — например, в Сиену.
Неаполь и Помпеи
"Увидеть Неаполь и умереть" — это высказывание с легкой руки какого-то известного деятеля было подхвачено неаполитанцами и в последующем явилось основой для аналогичного высказывания о Париже — россиянам известен лишь второй вариант. Смысл этой фразы в том, что после осмотра города можно со спокойной совестью умереть — самое красивое место на Земле вы уже увидели. Гид, предлагая поездку в Неаполь, тоже нахваливала его как красивейший город, в котором грех не побывать. Обманула конечно. Если вы живете в Кирове или Нижнем Тагиле, то возможно, что Неаполь покажется вам действительно красивым городом, но на самом деле это не так.
Город действительно завораживает своими открыточными видами, если вы находитесь на яхте или корабле в Неаполитанском заливе (дома от набережной уходят ступеньками наверх — для фотографирования с моря лучшего не пожелаешь), а вот, гуляя по городу, особых красот вряд ли найдешь. Центральная часть города уж точно не производит впечатления. Вдоль набережной и вовсе какая-то помойка: там строят метро — все перекопано и везде полно мусора. Так что за красотами Неаполя ехать в этот город точно не стоит — тем более на те 3-4 часа, что дают туристам, которых везут сюда на один день из Рима. Если же приехать в Неаполь на несколько дней, и не зацикливаться на созерцании несуществующих красот, то найти в городе можно немало интересного: Национальный музей Неаполя (там хранятся предметы и фрески найденные в Помпеях, а также иные археологические находки римского и доримского времени), музеи в бывшей королевской резиденции (включая художественную галерею с полотнами Рафаэля, Корреджо, Тициана, Караваджо, Ботичелли, Д.Беллини, Брейгеля, Рембрандта), королевский дворец, церковь Джезу Нуово с крайне необычным фасадом. В принципе на улицах любого итальянского города при желании можно увидеть немало любопытного, а в Неаполе вам может особенно повезти, и вы попадете на место разборки членов местной мафии — каморры или вас ограбят в каком-нибудь сомнительном бандитском квартале, коих в Неаполе немало.
Нашей группе членов каморры повидать не довелось, зато мы встретили колоритного дядьку - выгульщика собак и целый отряд красоток - участниц всеитальянского конкурса Miss Blumare-2012.
Даже если вы не интересуетесь искусством и архитектурой, в Неаполь можно съездить только затем, чтобы после того, как его уничтожит вулкан Везувий (это может случиться совсем скоро), рассказывать всем и каждому: я там был ! Буквально перед самым извержением...
О будущей судьбе Неаполя напоминают недалеко расположенные развалины древнеримских городов — Помпеи и Геркуланум. Хотя бы один из них посетить нужно обязательно. Интереснее для туриста Помпеи, которые раскопаны гораздо лучше, чем Геркуланум, над которым находится современный поселок.
В отличие от Неаполя, в Помпеи стоит приехать из Рима и на один день. Этого будет вполне достаточно. Помпеи находятся на другой стороне Везувия по отношению к Неаполю и сохранились очень неплохо из-за извержения Везувия в 79 году, засыпавшего Помпеи пеплом. То, что уничтожило город, его и сохранило. Узнать, как жили древние европейцы, крайне интересно. Город на удивление большой (на момент извержения вулкана в нем проживало около 20 тысяч человек): за те 2 часа, что мы там гуляли, наша группа осмотрела менее трети раскопанного города.
Большой и малый театры, храмы, бани, хлебопекарни и прачечные — все это интересно, но самое популярное место у туристов в Помпеях — это двухэтажный публичный дом с сохранившимися фресками (этих заведений в городе было более тридцати — все-таки морской порт, но двухэтажный домик был один).
Оказывается, фрески в публичном доме с разными позами из Камасутры были нужны для того, чтобы человек, пришедший сюда по делам и не знающий латинского языка, мог объяснить местным работницам, чего он именно хочет, просто ткнув пальцем на картинку.
Первый этаж лупанария (как называли римляне эти дома) предназначался для простого народа, а второй — для тех, кто побогаче. Осматривая этот памятник эпохе, отстоящей на 2 тысячи лет от нас — таких умных и продвинутых, не вылезающих из Фейсбука в родном Айфоне, хорошо понимаешь, что во многих отношениях эти люди жили гораздо разумнее, чем мы. Не только в нашей дикой стране, но и в той же современной Италии девчонки стоят у дорог в ожидании клиента, вместо того, чтобы дожидаться их в специально созданном для оказания сексуальных услуг месте.
Весьма любопытно, каким образом в Помпеях была устроена канализация. В качестве канализации использовались городские мостовые. При этом, чтобы люди могли не опасаться наступить на что-нибудь плывущее по таким улицам (улицы имели уклон), вдоль мостовых шли высокие тротуары, а на другую сторону улицы можно было перейти по специальным камням.
На этом фото хорошо видны три камня - эта дорога была двусторонней - по ней повозки могли ездить в обе стороны. А были еще и односторонние улицы - там лежал один камень.
Все было устроено разумно, но запашок стоял на этих улицах специфический... Именно поэтому жилые дома располагались чуть вдали от улиц — за лавками и мастерскими.
Ю.Язовских