Столица Турции Анкара и мавзолей Ататюрка
Еще сто лет назад Анкара была небольшим провинциальным поселком — теперь это столица Турции с более чем пятимиллионным населением. Столицей этот поселок сделал вождь турецкого народа и первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль (1923-1938гг.), известный всему миру под своим прозвищем-фамилией Ататюрк, что означает "отец турков". Такой скромный титул был ему присвоен парламентом Турции, который в годы Ататюрка мало напоминал демократический парламент европейского типа, а был "неместом для дискуссий" с полным набором турецких грызловых.
Главными достопримечательностями турецкой столицы являются мавзолей Ататюрка и музей Анатолийских цивилизаций. Мавзолей отца турецкого народа видно с любой высокой точки в городе, и с одной из сторон он мне напомнил храм Парфенон в Афинах.
Вблизи мавзолей оказался не менее внушительным, чем издали.

Правда, на меня большее впечатление произвел не сам по себе мавзолей как архитектурное сооружение, а то, что происходит внутри: сотни людей, и в особенности детей всех возрастов, идущих поклониться Ататюрку — это действительно зрелище. В Турции к нему до сих относятся даже с большим пиететом, чем в СССР относились к Ленину. И основания для такого отношения к нему безусловно есть — это не Турменбаши и не батька Лукашенко. В начале 20-х годов 20 века он спас страну и из распавшейся Османской империи, которая стояла на грани полного краха в конце Первой мировой войны, создал Турецкую республику — национальное светское государство. Ататюрк вряд ли был верующим человеком и, прийдя к власти, первым делом разобрался с местными церковниками, которых превратили в государственных чиновников, многочисленные суфийские секты и вовсе запретили, чтобы суфии не баламутили народ, втюхивая ему собственные модификации ислама, и как завершающий аккорд — Ататюрк упразднил халифат, что в мусульманской стране настоящий подвиг (халиф считался земным наследником самого Мухамеда). Тем ни менее, Ататюрку как военному герою все прощали. У нас большевиков заклеймили как слуг Сатаны, а в Турции религиозному гонителю Ататюрку поклоняются, хотя в этой стране даже сейчас весьма религиозное население. Такое отношение к Ататюрку, несмотря на все его религиозные реформы, вызвано тем, что военные в Турции — это особая каста, а уж герои войны тем более. В Османской империи армия была главным социальным институтом, а война — основным мужским занятием, поэтому статус военных героев был крайне высок.
До сих пор в Турции существует настоящий культ Ататюрка, чему в немалой степени способствует соответствующее воспитание турков. О том, что такое воспитание ведется, можно судить по вереницам детей самого разного возраста (от дошколят до местных "комсомольцев"), идущих к "дедушке" Ататюрку в его мавзолей.

Когда в истории страны есть моменты и люди, которыми можно гордиться, то это всегда хорошо для национального самосознания. Туркам в этом отношении повезло: уже несколько поколений выросло, зная, что, несмотря на развал могущественной империи, существовавшей с 15 века, Турции есть, чем похвастаться перед соседями — ведь их вождем был сам Ататюрк!

Ю.Язовских