Храмы в Абу-Симбел

 

В не столь давние и весьма благословенные времена президентства господина Мубарака, мне удалось совершить паломническую поездку по Египту в храмы Рамзеса Второго в Абу-Симбеле. Как каждый мусульманин раз в жизни обязан побывать в Мекке, так и любой человек увлекающийся историей должен добраться до этих храмов. 

 

 
Долгое время организованных групповых экскурсий с популярных египетских курортов в эту Тмутаракань не было (ехать туда из Хургады примерно в три раза дальше, чем до Луксора), но как только они появились, так я и отправился из Хургады в Абу-Симбел. Находятся эти храмы на самой южной границе Египта – рядом с диким Суданом. Поездка на автобусе протяженностью более полутора тысяч километров за 2 дня оказалась крайне утомительной, но ради осуществления мечты можно и потерпеть. 
 
Большой храм Рамзеса Великого
 
Эти храмы можно смело отнести к одним из главных мировых достопримечательностей, не только учитывая время их создания (примерно 3200 лет назад), масштабность строительства и сохранность памятников, но и историю их переноса на другое место. Причем, последнее удивляет еще больше, чем само строительство. Ведь храмы эти — скальные. Они были прорублены внутри двух огромных скал, и просто так разобрать их и перенести на другое место — это труднейшая инженерная задача. Тем ни менее, после того, как в 1959 году стало известно, что в результате строительства Асуанской плотины эти храмы и еще ряд  южноегипетских храмов будут затоплены, мировая общественность приступила  к решению этой проблемы. ЮНЕСКО начала сбор средств на спасение памятников культуры и уже в 1960 году ряд храмов были перенесены на новые места. К храмам Абу-Симбела подступились только в 1964 году, когда Нил уже начал подниматься в результате строительства плотины. Именно поэтому сначала соорудили временную дамбу, чтобы сдержать воды Нила, а потом стали распиливать храмы на большие блоки весом от 20 до 30 тонн, скреплять блоки из песчаника специальной смолой и отвозить на склад.
 
 
 
Эта работа заняла почти год! Храмы собрали на новом месте к сентябрю 1967 года, при этом, сохранив их начальное расположение. Вместо природных холмов, в которых находились храмы, сделали искусственные с куполами из железобетона. Открытие храмов в Абу-Симбеле состоялось еще через год. Вся работа была проделана так, что если вы ничего не знаете о переносе этих храмов, то вам даже в голову не придет, что эти сооружения были когда-то распилены, разобраны и собраны на новом месте.
 


Одну статую фараона оставили в таком же виде, в каком она была после обнаружения храмов, засыпанных песком, а отвалившуюся голову статуи положили перед статуей - где и нашли первоначально.

 


Осматривая храмы, которые строились или достраивались по заказу Рамзеса Великого (включая храмы Абу-Симбела, Карнакский и Луксорский храмы), можно отметить одну важную деталь: по сравнению с ним наш супернарцисс Филипп Киркоров – это очень скромный человек. Такого самовлюбленного человека как этот фараон надо еще поискать во всемирной истории. Весь Карнакский храм украшен самовосхвалительными надписями и  барельефами Рамзеса, а уж храмы в Абу-Симбеле, посвященные Рамзесу (и немножко его жене) – тем более.


У входа в главный храм Абу-Симбела — самого Рамзеса находятся 4 статуи фараона высотой около 21 метра.
 


У ног статуй изображены некоторые жены и дети фараона, коих у него было столько, что он сам не помнил их количества (даже женился на некоторых дочерях). Хорошо помнил лишь жену Нефертари, которой и был посвящен второй храм в Абу-Симбел.
Внутри храмов съемки запрещены, но можете поверить, что Рамзес себя не обидел: на стенах изображено, как он разбивает врагов, преподносит дары богу, обнимается с божествами — уж не знаю по какому поводу, на других изображениях он сидит на троне,  едет на колеснице, убивает стрелой ливийского военачальника, сидит с богами на какой-то скамейке, производит ритуал очищения, поджигает ладан перед священной ладьей.... В общем, нет только изображений Рамзеса в кабине истребителя и выходящего из моря с амфорой. 

 
Фасад второго храма занимают 6 статуй — четыре, разумеется, принадлежат супругу Нефертари, а две -  самой царице. Причем, они сделаны почти такой же высоты, как и статуи Рамзеса. Вот как любил ее этот нарцисс!
 
В Абу-Симбел русские туристы едут неохотно — наш народ не большой любитель древних построек. Помню, привезли нашу группу к пирамидам в Гизе — внутрь Великой пирамиды отправился только я с подружкой. Всем остальным это было неинтересно.  Нажраться на пляже или набить брюхо на системе "все включено", а потом сидеть на унитазе— вот главные приоритеты у большинства русскоязычных туристов.
 


А бездуховные иностранцы лезут не только в Великую пирамиду, но и толпами добираются до Абу-Симбела. И даже с малолетними детьми.


Правда, едут они с большим комфортом. Если мы, как настоящие пролетарии, приехали на автобусе, то иностранцы приплывают туда на круизных судах.
Зато автобус позволяет насладиться особенностями настоящей езды по египетской дороге – когда едешь в Каир или Луксор по пустыне, то египетским водителям предоставляется мало возможностей для рискованных маневров и всю прелесть египетской манеры вождения ощутить не удается. Дорога в Абу-Симбел южнее Луксора совсем другое дело: шоссе от Асуана до Луксора проходит по густозаселенным территориям и все заполнено тихоходными грустными осликами, моторикшами, мотоциклистами и древними машинами, которые плетутся не быстрее 50-ти километров в час. Автобус едущий со скоростью километров 80-90 вынужден постоянно обгонять этих тихоходов, двигаясь преимущественно по середине дороги, несмотря на постоянный встречный поток машин. Наблюдать за этими маневрами весьма занимательно. 

 



Ю.Язовских


 

 

 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz