Польский город Будапешт
 
 

 

По большому счету в Будапешт я собирался с тех пор, когда в начале 80-х десятки раз прослушивал песню  Владимира Высоцкого "Инструкция перед поездкой за рубеж" с такими строчками:
 

 

Говорил со мной, как с братом, про коварный зарубеж,
Про поездку к демократам в польский город Будапешт:
"Там у них уклад особый, нам так сразу не понять,
Ты уж их, браток, попробуй хоть немного уважать.

 
Он сказал: "Живи в комфорте, экономь, но не дури.
Ты гляди, не выкинь фортель - с сухомятки не помри.
В этом чешском Будапеште уж такие времена.
Может скажут: "Пейте, ешьте", ну, а может, ни хрена".

 

Прошло 30 лет и я все-таки добрался до столицы Венгрии. К этому времени я узнал о городе   несколько больше, чем знал герой песни Высоцкого, но не намного. Оценки тех, кто побывал в нем, сводились к короткой характеристике: "красивый город". И это действительно так. Красив город не столько в архитектурном смысле, сколько в чисто бытовом — чистые улицы, ухоженные дома, много зелени. Речка Дунай, правда, имеет весьма подозрительный цвет и даже при плюс 34 градусах там никто не купался.  Будапешт красив, когда бродишь по его центральным улицам, по открыточному красив, когда смотришь на него с берега Дуная и тем более с вершины горы Геллерт, красив даже из окна автобуса, который пробирается по узким улочкам пригорода.

 

Даже симпатичные старинные трамвайчики ходящие в центре города вдоль Дуная - это дань красоте, а не нехватка новых современных вагонов.

 

Город местами сильно напоминает Вену, что неудивительно – длительное время Венгрия входила в состав империи Габсбургов. Будапешт, как и Прага, – это город для туристических прогулок, хотя Прага для меня в этом отношении все равно более привлекательна – она более разнообразна и туристические достопримечательности расположены компактнее. Прага к тому же гораздо более древний город - есть «старый город», где сохранились постройки 14-15 веков, есть более «новый город» и две княжеских крепости разных времен, включая красивейший Пражский град. Прага почти не пострадала во время войн 20 столетия, поэтому ее исторические памятники действительно очень старые. А вот в Будапеште после Второй мировой войны сохранилось всего около 20 процентов зданий — Советской Армии под руководством прославленных, но бестолковых генералов понадобилось несколько месяцев, чтобы к февралю 1945-го года захватить столицу Венгрии.

 

 

Судя по фотографиям послевоенного Будапешта, город все же пострадал куда меньше Сталинграда или Дрездена. В Дрездене весь исторический центр состоит из новых зданий, которые построены по образу и подобию исторических  построек уничтоженных в 1944 году в результате варварских авианалетов англо-американской авиации. 

В Будапеште исторических зданий в центре города сохранилось побольше. Вверху изображен почти целехонький театр.

 

Знаменитое здание венгерского парламента тоже более-менее сохранилось. Как выглядит восстановленное здание парламента видно внизу.

 
Поскольку Венгрия более 40 лет была составной частью советского блока, эта страна по своему экономическому развитию отстает от стран Западной Европы, но турист в Будапеште вряд ли это заметит. А вот то, что дороги в стране отнюдь не европейские - бросается в глаза. Я бы сказал,что автомобильные дороги в Будапеште что-то среднее между российскими дорогами и немецкими – они вроде бы достаточно ровные как нормальные немецкие, но на них много заплаток, как и у нас. Метро в Будапеште появилось в конце 19 века – в настоящее время старейшая линия метро реконструирована и выглядит весьма симпатично - в отличие от двух более новых. Вагоны в метро в основном старые и шумные, но ходят достаточно часто. Проезд на общественном  транспорте очень дорог, поэтому лучше приобретать билеты сразу на день или на три дня. Предпочтительнее передвигаться в городе именно на метро или в крайнем случае на трамвае. На автобусе так просто не покатаешься - ходят они по замысловатым маршрутам: в одну сторону - по одним улицам, а обратно - совсем по другим. Если времени у вас немного, то про автобусы можно смело забыть и не пытаться понять особенности их перемещения в пространстве. И уж тем более вряд ли вы доберетесь до водного транспорта, курсирующего по Дунаю.
 

Почему-то считается, что Будапешт – это новая секс-столица Европы, но злачные места за время прогулок по городу мне так и не попались. Может их лучше видно ночью, но при разнице в 4 часа между Уралом и Будапештом по ночам гулять как-то не хочется. Правда, один странный случай навел меня на мысль, что сведения о секс-столице отнюдь не являются выдумкой.

 

Обычный городской парк. Примерно девять часов утра. Собачки выгуливают хозяев, спортсмены бегут за здоровьем, да и просто люди прогуливаются. Какая-то парочка сидит на скамейке и целуется. Ну, просто пасторальная картина! И вдруг проходя мимо этой пары на скамейке, я краем глаза замечаю, что мужик расстегивает брюки!.... Напоминаю – это оживленный парк в 9 часов утра! – Что же было дальше ? – Этот вопрос мучает меня до сих пор. Еще более обидно, что я мог это узнать – у меня был фотоаппарат с 18-кратным увеличением и я мог разобраться в происходящем с безопасного расстояния! - К сожалению, я был не один и сделать сенсационные фотографии мне просто не дали...

А вообще, конечно, в Будапеште много чего интересного не только в парках. Помимо разного рода восстановленных зданий и памятников, в городе есть весьма неплохой зоопарк, а также музей советской скульптуры, который находится на самой окраине Будапешта и туда редко, кто добирается. После 1989 года венгры убрали памятники советского периода с улиц Будапешта, чтобы они не портили облик города, но часть из них выставили в музей под открытым небом.

Фото из музея: http://fotki.yandex.ru/users/yuri-yazovskikh/album/211942/


Единственное, что показалось мне странным в этом весьма популярном среди туристов городе, так это практическое отсутствие в венгерской столице сувенирных магазинов. Даже в туристическом центре их приходится долго искать, да и ассортимент чудом найденного магазинчика оставил желать лучшего. Магазин был найден рядом с главным храмом Будапешта - базиликой святого Иштвана.

 

 

 

Ю.Язовских

 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz