Если б я был султан....
Часть первая
Если бы я был султан, то не стал бы брать в жены трех женщин, как пелось в известной песне Юрием Никулиным. И отнюдь не по причине грядущего переизбытка тещ — настоящему султану не составило бы большого труда сделать невест сиротами еще до свадьбы. Просто у меня как у культурного человека другие пристрастия в сфере коллекционирования. Будучи султаном, я бы собирал шедевры живописи. Не мазню - как некоторые российские олигархи, а картины классических мастеров, а также современных художников, которые работают в реалистичной манере. Примерный перечень картин, которые должны быть в моей художественной галерее, я уже набросал.
15 век
В 15 веке лучшие живописцы творили на севере Европы — во Фландрии (сегодня - это Бельгия и Голландия). Итальянские художники подтянутся к уровню фламандских мастеров лишь к концу 15 века.
Из фламандских художников 15 столетия я бы приобрел минимум одну картину любимого мной Яна ван Эйка — наверное, лучшего живописца своего времени. У нас его знают по замечательному полотну "Путин с женщиной", который за рубежом называется "Портрет четы Арнольфини". Эту картину я бы не стал покупать — уж больно у этого Арнольфини рожа безобразная, а вот что-нибудь вроде полотна "Мадонна канцлера Ролена (создана ок.1435г., сейчас находится в Лувре, на фото внизу) я бы приобрел.
Разумеется, в мало-мальски приличной художественной коллекции не обойтись без Иеронима Босха — фламандского художника второй половины 15 века. Думаю, что в мой музей отлично вписался бы триптих на досках "Сад наслаждений" (1500-05г., мадридский музей Прадо).
Не скажу, что я понимаю, что там нарисовано, но, по крайней мере, эти три картины можно изучать до бесконечности в поисках тех посланий, которые нам из глубины веков отправил Босх (на фото вверху центральная часть триптиха).
Поскольку 15 век — это страшная древность, то не всех великолепных мастеров того времени мы знаем. Например есть одна отличная работа на деревянной доске "Источник Бессмертия. Триумф Христовой церкви над Синагогой" (ок.1430г.) - написал ее некий последователь ван Эйка, а кто такой — никто не знает.
Висит картина в мадридском музее Прадо. Я когда случайно на нее наткнулся, то сначала никак не мог понять — каким способом она сделана. Такое впечатление, что изображение отпечатано на современной полиграфической машине: работа небольшого размера, но все маленькие фигурки людей прописаны настолько четко и тщательно, что это просто за гранью моего понимания. Но нет, оказывается все это сделано кистью в 15 веке!
Не менее выдающимся мастером, чем ван Эйк, был его ученик Рогир ван дер Вейден. Правда его полотна меня не очень интересуют, но вот в его мастерской неизвестным художником (или несколькими мастерами) была написана замечательная картина "Человек, читающий письмо". Ее я точно возьму.
Кстати, этот паренек на картине сильно похож на недавно умершего телеведущего Виталия Вульфа.
Из итальянцев в 15 веке я выделю Антонелло да Мессину, чей "Портрет молодого человека" (ок.1465г., на фото вверху) — безусловный шедевр.
16 век
Великого Леонардо я бы в свой музей брать не стал. Особенно его "Джоконду". "Джоконда" - картина великолепная, но уж больно она попсовая. У чрезмерно раскрученного Ботиччели приличных картин почти нет — везде у него эти ужасные рыжеволосые венеры... Да и парни на его картинах выглядят не лучше. Тициан на мой вкус слишком мрачен — лица на его портретах великолепны, но темные цвета одежд и фона портят все впечатление от картин.
А вот Рафаэль нужен. Минимум пару картин, а лучше три-четыре. Очень много Рафаэль писал картинок чрезмерно благообразных мадонн с ангельскими личиками, которые меня не очень привлекают — мне гораздо больше нравятся портреты кисти Рафаэля.
Я бы, наверное, взял "Портрет Аньоло Дони" из галереи Палатина (1506г.) или "Портрет папы Льва с двумя кардиналами" (ок.1518г., галерея Уффици, на фото вверху), а лучше — оба.
А вот "Портрет Элизабеты Гонзага" (1504г., находится во флорентийском музее Уффици), мне нравится по весьма специфической причине: на него я бы смотрел с чисто практической целью - когда меня посещают мысли о женитьбе.
Пару минут созерцания изображенной на картине женщины хватит, чтобы забредшая в голову дикая мысль о браке ушла надолго.
Из мадонн Рафаэля я бы предпочел картину из коллекции флорентийской галереи Палатина во дворце Питти — картина называется "Мадонна дель Импанната".
На мой вкус это лучшая "Мадонна" Рафаэля. Его "Сикстинская Мадонна", висящая в Дрезденской галерее, больше раскручена, но живьем не идет ни в какое сравнение с палатинской "мадонной".
У современника Рафаэля уроженца Пармы Корреджо лучшей, на мой взгляд, является картина "Рождество Христово". Обратите внимание на свет, идущий от младенца Иисуса (на фото внизу).
Из работ замечательного итальянского портретиста Бронзино выделю "Портрет молодого человека" (хранится в Лондонской национальной галерее, на фото внизу) — парень на ней как живой.
Из северных мастеров 16 века одним из лучших считается Ганс Гольбейн младший — тоже выдающийся портретист. Картина "Послы" (1533г.) - настоящий шедевр, но ее я брать не буду — смотреть на разъевшиеся посольские физиономии долго не хочется. А вот пару работ фламандского мастера Питера Брейгеля старшего приобрести просто необходимо: "Вавилонскую башню" (ок.1563, из музея истории искусств в Вене)
и "Триумф смерти (ок. 1563г., музей Прадо, внизу).
В Италии в конце 16 века творил Караваджо — художник без всяких сомнений великий, но почему-то ни одна из его работ меня не цепляет.