Благовещение
Те люди, которые интересуются живописью, наверняка видели фрески и картины с одним из самых популярных сюжетов в истории живописи — Благовещением. Благая весть принесенная ангелом Гавриилом Деве Марии всегда изображалась по определенному канону: Мария сидит в благообразной позе с ангельским лицом, а перед ней настоящий ангел с крыльями, который передает дивчине весть от бога. Все чинно-благопристойно — один сообщает весть, другая молча слушает, все, разумеется, одеты, а Мария иногда так даже изображена в хиджабе (укутана с ног до головы) - не в пример тем многочисленным картинам эпохи Возрождения, где даже библейские персонажи изображались с голыми задницами (достаточно вспомнить "Сикстинскую капеллу" Микеланджело).
Вот парочка самых известных картин на эту тему.
Это полотно Леонардо да Винчи — картина находится в галерее Уффици во Флоренции, а ниже работа Рогира ван дер Вейдена.
Я всегда спокойно и не очень внимательно относился ко всем картинам на сказочные библейские темы — ко всем этим набившим оскомину Мадоннам с младенцем и Святым семейством, а уж на Благовещение и вовсе особого внимания не обращал.
Но вот недавно листал я альбомчик репродукций из галлереи Уффици, где висят несколько "Благовещений" и меня вдруг осенило: все изображенное на картинах с этим библейским эпизодом - дичайший бред!
Что поражает больше всего в этих картинах ? — Абсолютное несоответствие происходящих жутких событий изображению. Предположим, что данное событие действительно имело место примерно в 1-м году до Р.Х. Лишь один евангелист — Лука описал это событие: "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца".
Разумеется, Лука не мог присутствовать при этом событии — в это время он еще не родился. Значит Лука расказывал о благой вести с чьих-то слов, но с чьих ? Вот вопрос вопросов. Мемуаров Марии не сохранилось, о ее встречах с Лукой данных нет (Лука в число непосредственных учеников Иисуса не входил) — скорее всего о встрече мог проговорится только Гавриил, у которого не было ни временных, ни пространственных препятствий для дачи интервью Луке. Кто бы это ни был, описание встречи ангела и Марии вышло крайне недостоверное как у самого Луки, так и у опиравшихся на него живописцев. На абсолютно всех картинах изображающих "благую весть" ложь буквально во всем: в позах (несоответствующих происходящему), лицах (Мария похожа на кого угодно, только не на взволнованную еврейку, ангел выглядит и вовсе как черт знает кто), одеждах (да не одевались так еврейки, а ангелы — тем более), окружающей обстановке (интерьеры, в которых позирует Мария, совершенно непохожи на бедный еврейский домик двухтысячелетней давности).
На самом деле все выглядело примерно так: Иудея, 1-ый год до Р.Х., молодая еврейка Мария сидит в своей разваливающейся хате и думает свою тяжелую думу. Никакой иной думы у нее быть не могло: жизнь ее — полный мрак. Она обручена с бедным плотником Иосифом (а может уже и вышла замуж — в Библии этот факт плохо освещен), который не может дать ей ничего, кроме своей бедности. А ведь еврейки деньги ох как любят! И вот в один из этих мрачных дней к Марии является мужик с крыльями! Вы представьте себя на ее месте — Это же шок! Нет никакой разницы — еврейка вы или нет, 2 тысячи лет назад все происходит или сейчас. Думаете тогда ангелы с крыльями каждый день над Иудеей кружили ?! Мария шокирована и это еще мягко говоря. Она буквально еле дышит от ужаса! И тут этот мужик начинает еще и говорить! И несет откровенную ахинею — вы бы поверили, если странный мужик с крыльями начал вам вешать лапшу на уши, что вы возлюбленная бога и родите от него, причем без всякого физического контакта ?
И вообще, вдумайтесь, неизбранные бабы перед рождением имеют возможность получить удовольствие от половых сношений с мужиками (да еще какое !), а тут сразу — бери и рожай! С чего такое "счастье" ? Вот вам сообщили, что вы типа избранная и не будет вам никакого секса, а родите вы неизвестно кого от непонятно кого … - Это же кошмар какой-то ! Каково такое услыхать молодой девушке ?
Ну и что мы видим на картинах, где изображена Благая весть ?
Вот, к примеру, Мария сидит с таким лицом, как будто страдает каталепсией. Ручонки сложила и никак не реагирует на сообщенную ужасную информацию.
У Ботичелли Мария зачем-то руки гнет и как будто поспать собралась. Чушь полнейшая !
Как же на самом деле надо было изображать классическую сцену Благовещения? - Интерьерчик, понятное дело, следовало нарисовать победнее — какая-нибудь старая хижина с дырами в крыше, одежда на Марии тоже должна быть ветхая, а лучше ее и вовсе убрать — во-первых в Иудее летом очень жарко, а во-вторых зритель должен понимать, почему именно Марию бог выбрал для столь важной миссии.... Нельзя также забывать, что Мария — это молодая загорелая девчонка с черными волосами и семитским носом, а не неведома зверушка неопределенного возраста. Теперь о лицах и позах. Если Мария поверила ангельской вести (а по Луке все так и было), то художник должен был рисовать такую Марию, которая в ужасе хватается за голову (или сердце) и падает без чувств. Вполне возможна и такая женская реакция: Мария начинает кричать благим матом и убегает от ангела. А еще лучше — не дожидаясь, пока ангел начнет говорить, увидев в своем доме постороннего мужика с крыльями, который в еврейской традиции не мог быть никем иным, кроме какого-то сказочного чудовища, девушка хватает кочергу и бьет мужика по башке. А потом кол ему в сердце! Сдохни, гад! - Вот это была бы отличная реалистичная картина! - За такую картину любому художнику не было бы стыдно.