Роберт Льюис Стивенсон. Повести и рассказы:
"Принц Флоризель": "Клуб самоубийц" (1882), "Алмаз раджи" (1885); "Ночлег Франсуа Вийона", "Веселые молодцы", "Олалла", "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" (1886), "Сатанинская бутылка".
Фильм Евгения Татарского "Клуб самоубийц", поставленный по рассказам Стивенсона о принце Флоризеле, получился лучше, чем сами рассказы, и те, кто много раз смотрел кинокартину с Олегом Далем, вряд ли сочтут чтение "Принца Флоризеля" увлекательным занятием. Авторам фильма удалось свести истории о Флоризеле в одну, но у Стивенсона рассказы слабо связаны друг с другом и связного повествования не образуют. При этом и самостоятельными произведениями их тоже не назовешь. В общем, получилось "ни рыба, ни мясо".
"Веселые молодцы" — мрачный рассказ, по которому можно было бы поставить жуткий мистический фильм. "Олалла" — похожее по настроению произведение с великолепным описанием жутковатой атмосферы, которая окружала главного героя в старом испанском замке, но весь рассказ портит невнятная сюжетная линия, из которой непонятно, что же там происходило в этом самом замке с его странными обитателями.
"Сатанинская бутылка" — очень похоже на рассказ А.Грина — тоже сказка, тоже про любовь, интересно задуманная, но безнадежно испорченная глупым морализаторством автора.
Лучшее произведение в этом сборнике - "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Хотя главная идея этой повести (о превращении доктора Джекила в другое существо, собравшее в себе все отрицательные качества самого доктора) известна всем и каждому, но читается она с интересом — во многом благодаря детективному сюжету, где читатель идет за автором по следам странного и жуткого мистера Хайда, чтобы прийти к разгадке связи Джекила и Хайда.